Главная » Статьи » Дети

Изгой в классе

Собственно, языковых ученических проблем две. Впрочем, сами они – две стороны одной медали. Назовём первую недостаточной адаптацией русскоязычных учеников к местной школе, а вторую – гиперадаптацией. Итак, в первом случае иноязычные ученики так и остаются «иными», изгоями в классе, во втором же настолько хорошо приспосабливаются к окружающей их греческой среде, что начинают стесняться своих русскоговорящих родителей.

 
Для того, чтобы понять, откуда у проблемы ноги растут, начнём, как водится, с начала. Само слово alien имеет два значения: иностранец и чуждый. Именно эта чуждость, инаковость, непохожесть – корень всех тех межнациональных явлений, которые вызывают немалую напряжённость в любом обществе. Как это происходит?
 
Агрессивность – один из базовых человеческих инстинктов. Неагрессивных людей не бывает. Разница только в том, куда каждый из них направляет свою агрессию. Согласно одной из теорий, агрессия начинается там, где кончается чувство контроля. Иностранцы, чужаки – это всегда нечто неподвластное контролю, потому что «непохожее на нас», непонятное. С ними нужно держать ухо востро – мало ли что им взбредёт в голову. Данные мотивы коллективного бессознательно обильно представлены мифологическими образами. Чужак в мифах – это всегда нечто уродливое и само по себе агрессивное. Что, естественно, вызывает ответную агрессию, не так ли? И если взрослые, особенно образованные и интеллигентные, способны держать свою агрессию в социально приемлемых рамках, то дети, как существа более инстинктивные, с этой задачей справляются не всегда. Отсюда и случаи издевательств над «иноплеменниками» в школах. Потому и становятся они изгоями в классе.

К счастью, дети – не единственные «хозяева» школ. Поэтому именно на педагогическом коллективе лежит большая ответственность за «погоду в доме». Другая часть ответственности лежит на нас, родителях. Потому что наша роль в воспитании собственного ребенка и его социальной адаптации неоценима. Именно к нам должен идти ребенок за советом в трудной ситуации. В идеале, конечно.

Так что же можно посоветовать и чем помочь ребёнку, имеющему трудности с адаптацией к школе, находящейся за пределами нашей родины? Во-первых, нужно снизить уровень его тревоги, объяснив, что в «неправильном» к нему отношении со стороны местных школьников, скорее всего, нет ничего личного. Он не плохой, не некрасивый, не глупый и не неумелый. Просто он другой. Но для того, чтобы к нему изменилось отношение, нужно активно пытаться становиться «своим». Это не значит «прогибаться» и делать всё для того, чтобы заслужить какое-никакое принание. Скорее, это вызовет ещё большую агрессию и даже презрение. «Отойти от дел» и общаться только с «себе подобными» - тоже не выход. Правильный путь – это не заискивание и не обособление, а участие в общих школьных делах наравне с другими и, конечно же, с чувством собственного достоинства. Замечу, не высокомерия, что опять же чревато, а именно с чувством любви к самому себе. В общем, это вопрос формирования правильной самооценки.

 
Ну и наконец, что делать в случае, если ребенок стесняется вас? Только потому, что вы плохо говорите на местном языке или не говорите вообще. Приспособившись к среде он, вроде бы, стал своим. Но у него все еще есть страх, что его «разоблачат», увидят его инаковость, снова признают чужаком. Что ж, и в этом случае нужна «работа над ошибками». Ребенок должен понять, что пытаясь подстроиться под кого-то, он теряет часть своей личности, своей культуры. Личность не становится богаче от того, что распадается на кусочки - «в школе я один, а дома другой». Это, опять же, вопрос самооценки и любви к себе.
 
Уметь хорошо и продуктивно общаться с представителями разных народов, но оставаться при этом самим собой – характеристика зрелой личности. А "изгой в классе" - проблема решаемая, а при правильной тактике родителей и ребенка вообще не возникающая.
Категория: Дети | Добавил: gareeva (02.09.2010)
Просмотров: 1263