menu
person
Родителей, решающих обратиться к детскому психологу, часто волнуют следующие вопросы: «Как работает детский психолог?», «Что происходит на психотерапевтических сеансах?», «Приводить ли с собой на психологическую консультацию ребенка или можно прийти без него?», «Достаточно ли одной консультации психолога или потребуется длительная психотерапевтическая работа?».

В этой статье я расскажу, как работает детский психолог, какие психотерапевтические методы и приемы использует, как происходит первая встреча с детским психологом, сколько вообще может потребоваться встреч и в чем заключается психологическая помощь ребенку.

Как правило, обращение к детскому психологу начинается с телефонного звонка. Звонящий говорит о проблеме, которая возникла с ребенком, затем психолог и человек, обращающийся за психологической помощью ребенку, договариваются о времени встречи.

Это важно:
  • Ребенка к психологу на первую встречу должны привести только родители (или другой официальный опекун). Желательно, чтобы пришли оба родителя.
  • Если проблема, с которой обращаются к детскому психологу, такова, что о ней невозможно говорить при ребенке (с точки зрения родителей), то на первую встречу с психологом можно прийти без ребенка. На первичной консультации психолог поможет подобрать слова, как сказать ребенку о том, что беспокоит его родителей, а также как поступить с семейными тайнами, если таковые имеются.
  • Возьмите с собой рисунки ребенка, если они у Вас есть.
  • Если у ребенка есть диагнозы невролога или психиатра, возьмите и их. Кроме того, хорошо, если вы захватите медицинскую карту ребенка.
  • Встреча с детским психологом назначается на конкретный день и конкретное время, например на 14.00. Приходить нужно вовремя, именно в 14.00. Не нужно приходить раньше (на 5-15 минут), т.к. в это время у психолога еще идет предыдущая консультация. Однако, не нужно и опаздывать, поскольку время консультации не продлевается и закончится ровно через 50 минут (т.е. в нашем примере в 14.50), независимо от того, на сколько опоздал клиент.
  • Если Вы передумали или у Вас не получается прийти по любым причинам, пожалуйста, позвоните и предупредите психолога об отмене встречи не позднее, чем за день до встречи. Мы можем договориться о переносе консультации на другое время или другой день.
Цель первой встречи с детским психологом - знакомство, изложение родителями беспокоящей их проблемы, беседа психолога с родителями в форме интервью – его интересуют мельчайшие подробности (анамнез, черты характера ребенка, его индивидуальные особенности, обстановка в семье и т.д.). Детский психолог задает много вопросов, которые вроде бы не имеют отношения к сути проблемы, но на самом деле они очень важны, т.к. симптом ребенка (любая проблема, с которой обращаются к психологу его родители) не появляется сам по себе. Детский психолог будет интересоваться историей рождения ребенка, тем, как проходила беременность, роды, отношениями между родителями и т.д. На первой консультации детский психолог наблюдает за ребенком (как он ведет себя в кабинете психолога, как играет, насколько активно себя проявляет, является ли самостоятельным или постоянно оглядывается на родителей, с кем из них предпочитает садиться рядом и общаться). Если ребенок чувствует себя достаточно свободно и идет на контакт с детским психологом, последний может предложить ему сделать рисунок на свободную или заданную тему. Итак, на первой встрече с детским психологом начинается важный этап в работе психолога – диагностический.

Как правило, одной консультации детского психолога недостаточно для решения проблемы. Впрочем, уже уже на первой встрече с детским психологом родители получат некоторые рекомендации и ответы на свои вопросы. Но, как я уже говорила, симптомы (проблемы) – это лишь вершина айсберга. Причины симптомов не всегда лежат на поверхности. Поэтому детский психолог может провести диагностику состояния ребенка, его отношений с родителями. Как это происходит? Родители или любой другой член семьи приводят ребенка к психологу и оставляют его с ним на 50 минут. В это время детский психолог беседует с ребенком, играет (если ребенок маленький), предлагает специальные детские тесты. Я в своей практике применяю проективные методики, рисование, лепку из пластилина и игру. Иногда для прояснения некоторых обстоятельств требуется отдельная встреча с мамой или обоими родителями. Как правило, диагностический этап занимает 4-5 встреч, включая первую. Последняя диагностическая сессия проводится с родителями. На этой встрече детский психолог дает свое заключение, которое включает в себя результаты психодиагностики ребенка и рекомендации родителям. Важно на психодиагностическом этапе запланированные 5 встреч с детским психологом не пропускать и не переносить, «не растягивать». О переносе встречи (если такие обстоятельства все же возникли) Вы должны предупредить за день до нее. Если то, что происходит с ребенком, в общих чертах понятно, причины проблемы определены, понятно, как их устранить, а родители готовы следовать рекомендациям детского психолога, то на этом можно закончить.

Но так бывает не всегда, потому что в силу того, что к детским психологам родители, как правило, обращаются тогда, когда уже «наступил предел» и «стало невмоготу», когда собственные резервы исчерпаны, ничего не получается, а есть желание, чтобы ребенок поскорее стал нормальным (послушным, не нервным, хорошо успевал в школе и т.п.), остается один выход – психотерапевтическая работа с ребенком. На это требуется, как правило, 10-30 встреч с психологом (2 раза в неделю с ребенком и 1-2 раза в месяц с родителями).

В более сложных случаях, когда симптом присутствует длительное время, был сформирован под воздействием явных негативных факторов или после сильной психологической травмы, а также если есть невротические или психические заболевания, хронические болезни, требуется длительная психотерапевтическая работа с ребенком.

Чрезвычайно важным условием эффективной психотерапевтической работы с ребенком является сотрудничество родителей с детским психологом. Для успеха психотерапии необходим непрерывный, стабильный процесс. Для этого родители должны регулярно приводить ребенка к детскому психологу (без пропусков). А на встречах психолога с родителями они получают рекомендации, а также информацию о состоянии ребенка, о динамике психотерапевтической работы.

Итак, теперь вы знаете о том, как работает детский психолог, каковы методы психотерапевтической работы с детьми, сколько длится работа детского психолога с ребенком и какая роль в детской психотерапии отводится родителям. И все же, возможна ли одна консультация с детским психологом? Да, возможна тогда, когда приходят его родители, бабушки-дедушки и другие родственники с вопросами про себя в их отношениях с ребенком: как себя вести в той или иной ситуации, какие слова подобрать, как помочь ребенку, как поддержать его, а также узнать о нормах развития и особенностях воспитания ребенка в определенном возрасте.