menu
person

МЛАДЕНЕЦ И МАТЕРИНСКАЯ ГРУДЬ
Alma mater, кормилица, эта важнейшая женская функция, а также ощущения и развитие младенца, и, собственно, сами взаимоотношения пары мать-младенец служат объектами изучения и исследования педиатров, психологов, философов, а также художников и писателей.

Акцентируя наше внимание на раннем периоде жизни ребенка, попробуем разобраться в той массе теорий и практических исследований, которые пытаются объяснить сложный механизм отношения ребенка к материнской груди. Конечно, в рамках одной статьи удастся рассмотреть лишь малую часть их.

Итак, пережив шок рождения, ребенок попадает в неизвестную и враждебную ему окружающую среду. Враждебную потому, что «человеческий детеныш», в отличие от многих млекопитающих, - самый беспомощный и неприспособленный для выживания в этой среде. Период, в течение которого развивается его самостоятельность, очень продолжителен. Считается даже, что каждый человек рождается «недоношенным» и мать в течение нескольких месяцев должна донашивать его на руках, обеспечивая ему т.н. «поддерживающее окружение».

Одним из компонентов этого благоприятного окружения является грудное вскармливание. К этому процессу уже никто из ученых не подходит с точки зрения чисто биологического значения материнского молока для выживания ребенка. Конечно, материнское молоко удовлетворяет голод и жажду ребенка, а также способствует поддержке его иммунной системы. Но этими функциями грудное вскармливание отнюдь не ограничивается.

Исследователями давно подмечено (хотя интуитивным знанием об этом женщины обладали всегда), что ребенок, каким бы маленьким и несознательным он ни был, нуждается не только в питании, но и в тесном эмоциональном контакте с матерью. Чтобы не быть голословной, приведу результаты исследований психологов, занимавшихся проблемами ранних взаимоотношений.

Пожалуй, самой известной является концепция детского психоаналитика Мелани Кляйн, акцентировавшей свой исследовательский интерес на первой половине первого года жизни ребенка. Используя собственные наблюдения, а также данные аналогичных исследований, она описывала две позиции, занимаемые ребенком в течение этого периода, когда возникающие у ребенка чувства формируют ядро его личности, его характера и дальнейшего отношения к жизни. Нарушения материнско-младенческих отношений в этом периоде могут стать причиной различного типа нарушений в психическом и физическом состоянии человека в дальнейшем.

В соответствии с этой концепцией, первые 3-4 месяца жизни ребенка характеризуются тем, что в это время ребенок еще не воспринимает мать как целостный объект. Ее восприятие фрагментарно. А потому материнская грудь для него – это отдельный объект. Этим интересным фактом отношение ребенка к груди не ограничивается. Мало того, что мать, как функция, отождествляется с ее грудью, так и еще сама эта грудь разделяется на два разных объекта – «хорошая грудь» и «плохая грудь». Хорошая грудь в восприятии ребенка – это та, которая удовлетворяет потребности ребенка в питании, тепле, защите, безопасности. Плохая – та, которая не дает ему удовлетворения этих потребностей, либо ограничивая его в получении всего того, что ребенок жаждет получить от нее, либо предоставляя это насильно, без учета желаний ребенка. Отношение к «плохой» груди усугубляется тем, что младенец, не научившись еще справляться с собственными, присущими ему от рождения агрессивными импульсами, проецирует на этот объект свою злость и стремление уничтожать то, что причиняет ему неприятности, то есть наделяет грудь «плохими» качествами. «Хорошая грудь» может вдруг становиться «плохой» и наоборот. Эти чередования связаны как с самим отношением ребенка к груди, так и со сменой состояния матери.

После 3-4-х месяцев (и примерно до 6-ти месяцев) происходит процесс интеграции. Малыш начинает понимать, что «плохая» и «хорошая» грудь – это одно и то же. Более того, они принадлежат матери – первому объекту любви ребенка. Ребенок, осознавший единство, цельность ухаживающего за ним объекта, Alma Mater, начинает винить себя в том, что когда-то хотел разрушить его. Именно в этот период у человека впервые появляется чувство вины и, как следствие, это тяжелое переживание действует на ребенка угнетающе.

Каково значение этих двух позиций для дальнейшей жизни ребенка? Считается, что взаимоотношение младенца с материнской грудью как частью матери имеет фундаментальный смысл. Если мать удовлетворяла потребности ребенка, делая это с удовольствием и с пониманием его чувств и желаний, то этот положительный опыт закладывает основу удовлетворительного развития личности, формируя базовое доверие к миру. Если же у ребенка остается чувство неудовлетворенности, то, в зависимости от того, на какой из позиций происходит нарушение, это может быть причиной развития разных видов психической патологии – шизофрении или хронической депрессии.

Чрезвычайно интересны наблюдения Джорджа Франкла, который, подвергая своих пациентов гипнозу, добивался их глубочайшей регрессии и того, что они начинали описывать свои младенческие ощущения от сосания груди.

Так, мужчина 32-х лет, страдающий глубокой депрессией и неспособностью заниматься какой бы то ни было деятельностью, рассказывал о своих младенческих переживаниях, описывая невероятно приятные физические ощущения, которые он испытывал, когда мать кормила его грудью. Однако при этом он не чувствовал вовлеченности матери. Она была отстранена от него. Она резко прерывала этот приятный для ребенка процесс, произнося: «Ну все, хватит и этого, достаточно». Ребенок был очень разочарован этим, после чего перестал доверять матери. «Женщины странные существа, жестокие» - таков был его вывод, который он нес с собой в течение всей жизни…

Женщина, 31 год, страдающая нервной анорексией и депрессией, описывала свои чрезвычайно неприятные ощущения, которые она испытывала во младенчестве. Она чувствовала, что кто-то насильно сует ей в рот что-то совсем нереальное, неживое, безличное, похожее на кусок губки, тряпки или резины, хоть это и материнская грудь. Мать была всегда занята, у нее было много проблем, а девочка чувствовала себя ненужной…

Конечно, младенцы в довербальный период своего развития еще не способны столь тонко дифференцировать и описывать свои чувства, но все эти ощущения – приятные или неприятные - радость, удовольствие, удовлетворение, боль, обида, страх… ими переживаются и откладывают свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь, закладывая, как уже было отмечено выше, основы личности и характера.

И, наконец, что посоветовать матери, которая желает своему ребенку добра и хочет знать о том, что и как ей следует делать для того, чтобы тот опыт, который ее ребенок получил в первые месяцы жизни и который является определяющим, стал основой формирования здоровой и счастливой личности?

Хотелось бы отметить несколько основных моментов:

1. Ребенок рождается «недоношенным», а потому для него жизненно важно донашивание на материнских руках. До 6-ти месяцев (именно столько длится симбиотическая связь матери и ребенка) нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, носить и разговаривать с ним. Большим подспорьем в этом может послужить удобный и любимый многими мамами слинг.

2. Когда ребенок требует грудь, то он испытывает потребность не только в питании, но и в заботе, тепле, ощущении безопасности. Нужно прислушиваться к желаниям ребенка, не кормить его насильно, не отказывать ему в прикладывании к груди, стараться кормить его в спокойном, благожелательном состоянии, получая удовлетворение от самого процесса кормления.

3. Вопреки распространенному мнению о том, что бутылочка с молоком – это плохо, и нужно непременно налаживать процесс грудного вскармливания, психоаналитиками считается, что важен не сам «предмет», дающий молоко, а то, как происходит процесс кормления. Ребенок может воспринимать материнскую грудь как преследующий его, плохой объект, если мать не настроена соответствующим образом на волну ребенка. И, в то же время, бутылочка с молоком может удовлетворять все основные потребности младенца, если мать при этом держит его нежно на руках и испытывает всю гамму положительных чувств, которые испытывает любящая своего ребенка Alma Mater.

4. В первые 3-4 месяца, когда ребенок может буквально атаковать «плохую грудь», агрессивно ее удерживая, или, наоборот, стремиться избавиться от нее, отказываясь от нее, выплевывая и отталкивая, необходимо понимать, что эти его чувства нормальны. Нужно не обижаться на ребенка, а попытаться найти причину в себе, в своем отношении к ребенку, в своем эмоциональном состоянии, которое может быть не связано с ребенком, но, тем не менее, очень сильно влияет на взаимоотношения с ним.

5. И, наконец, следует попытаться отказаться от своей тревожности, связанной с тем, что вы, как мать, недостаточно компетентны в вопросах материнства. Конечно, сейчас имеется обилие литературы о «правильном вскармливании», но, как правило, советы в ней противоречивые и порой трудновыполнимые. Самое главное – прислушиваться к себе и своему ребенку. Ведь мать интуитивно знает все то, что многие годы пытаются объяснить ей ученые и академики. И это знание – единственно правильное.

Анастасия Гареева, психоаналитик

Категория: Детский психоанализ | Добавил: gareeva (30.07.2009)
Просмотров: 4981 | Теги: Мелани Кляйн, Дети, материнство