„Небывалая комбинация былых впечатлений” — вот что представляет собой сновидение. Это не пророчество, не предсказание, в нем в причудливой форме переплетаются наши воспоминания и мысли, то, что мы когда-то пережили. Невозможно взять из кладовой памяти то, чего там нет. Известно, что слепым от рождения не снятся зрительные образы. А разговоры, которые имеют место во сне, происходят от собственных или слышанных диалогов ближайших дней. Назначение сновидения — сохранить сон, чтобы человек не проснулся раньше времени, чтобы имел возможность отдохнуть, поэтому внешние и внутренние раздражители преобразуются в источники сновидения. Так, каждый наверняка припомнит случай, как опоздал на работу из-за того, что во сне принял звон будильника за звон колоколов или гудок приближающегося поезда. Не менее частым источником сновидений являются возбуждения, приходящие в мозг не из внешнего мира, а из внутренних органов — желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, легких, сердца и пр. Днем мы обычно не замечаем этих сигналов, ведь сознание заполнено более сильными впечатлениями внешнего мира.
Сновидение не бессмысленно, не абсурдно. Оно — полноценное психическое явление, осуществление желания. Сон — это продолжение жизни. Здесь человек может реализовать такое свое желание, исполнение которого наяву весьма проблематично. Наши сны реализуют бессознательные желания, которых мы сами боимся и не допускаем в сознание, поэтому чувства, вызванные сновидением, не всегда приятны. Сновидение реализует желания нашей совести (суперэго): если некоторые сны представляют сбывшиеся мечты, то другие скорее удовлетворяют нашу потребность в наказании себя (как способ избавления от чувства вины за нехорошие поступки). Сновидение также отражает стремление вернуть блаженное состояние внутриматочного органического симбиоза младенца со своей матерью. Если в бодрствующем состоянии психический аппарат подчиняется принципу реальности, сохраняя границу между „я” и „не-я”, между телом и психикой, принимая ограниченность своих возможностей, то в снах он претендует на всемогущество и проявляет безграничные стремления.
В сновидениях малышей, особенно не достигших 5-летнего возраста, желания проявляются в незамаскированной форме. Поэтому интерпретация детских сновидений по большей части не представляет значительного труда.Например, 3-летней девочке, отдыхающей с родителями на берегу реки, не разрешили поплавать на лодке, чего она очень хотела. На следующую ночь малышка видит сон, отражающий реализацию своего желания: она многократно переплывает реку на лодке. Детские фантазии также находят реализацию во сне. Так, 8-летнему мальчику, увлеченному книжкой по греческой мифологии, снится, что он ехал вместе с Ахиллом в его колеснице. Разговор детей во сне также относится к кругу мыслей сновидения. 2-летняя Анечка заболела, и ее целый день держали на голодной диете. В следующую ночь она возбужденно кричала во сне: „Аня, клубника, яичница, кисель!” Таким образом она протестовала против диеты, заявляя о своем праве на получение удовольствия. Впрочем, и у малышей бывают иногда чрезвычайно сложные и не совсем понятные сновидения. Если желания ассоциируются с эмоциональным конфликтом, противоречат социальным ограничениям, принятым нормам или нарушают требования реальности, то сновидения принимают замаскированный характер. Так, 4-летнему мальчику приснилось блюдо с большим куском жареного мяса. Неожиданно кусок этот съедается, не будучи даже разрезан. Человека, который все съел, он не видел. У всех детей нет более сильного желания, нежели стать взрослым и получать столько, сколько получают взрослые. Ребенка трудно удовлетворить: он постоянно требует повторения того, что ему понравилось или было вкусно. Умеренности, скромности он учится лишь благодаря воспитанию. Кто же был тот человек из детского сна? Разъяснение на этот счет дают переживания предыдущего дня. Мальчику на несколько дней доктором была прописана молочная диета. А накануне вечером он нашалил и в наказание был лишен ужина. Родители наказывали его таким образом и раньше, и мальчик вел себя при этом очень мужественно, ни одним словом не намекая на то, что испытывает голод. Воспитание начинает оказывать на него свое действие: оно проявляется уже в сновидении, в котором обнаруживаются первые картинки искаженной действительности. Очевидно, что это он — тот человек, желания которого направляются на столь обильный ужин. Так как он знает, что наказан и не имеет права ничего есть, то даже во сне не решается сесть за стол и съесть вкусное блюдо, как это делают в сновидениях голодные дети. Не чем иным, как исполнением желания, является такой сон. 4-летняя девочка заболела воспалением легких, ее положили в больницу. Там она спала в большой — для нее, конечно, — кровати. На следующее утро она рассказала, что во сне кровать была ей слишком мала. Это сновидение легко объяснить с точки зрения исполнения желаний, если вспомнить, что дети часто хотят „стать большими”. Величина кровати слишком подчеркивала девочке ее собственную маленькую величину, поэтому она во сне исправила неприятное ей соотношение и сделалась такой большой, что огромная кровать оказалась для нее очень маленькой. В этих сновидениях прослеживается связь с событиями, произошедшими накануне. Исполняемые во сне желания оставались от прожитого, которое наяву сопровождалось сильными эмоциями. Несущественное и безразличное или то, что кажется таковым ребенку, не находит себе места в сновидениях. Порой взрослые вспоминают свои детские сны, значения которых осознаются ими только при помощи аналитика. Так, женщина рассказывает сон, увиденный ею в 4-летнем возрасте: „По крыше прогуливается какое-то животное, рысь или лиса, затем что-то падает. А потом вдруг из дома выносят мертвую маму, и это вызывает у меня горючие слезы”. Это сновидение означает детское подсознательное желание видеть мать мертвой. В возрасте 3–5 лет ребенок, переживая важный этап своего развития, так называемый эдипов комплекс, желает устранить соперника (мать или отца), чтобы получить неограниченное право на общение с объектом своей любви — родителем противоположного пола.
Содержание снов проходит внутреннюю цензуру. У малышей еще нет такого психического аппарата, как цензура, поэтому мы через сны без труда узнаем об их желаниях. Однако чем старше становится ребенок, тем строже его собственные цензоры, тем непонятнее и запутаннее сновидения. Цензуру можно обмануть. Некоторые бессознательные импульсы настолько сильны, что прорываются через сопротивление цензоров и попадают в сознание. Результатом этого являются ночные кошмары. Самый частый их сюжет — сцены преследования или насилия. Это связано с основными инстинктами человека — сексуальным и агрессивным. Так, у девочек-подростков нередки, например, сновидения, в которых они убегают от человека с оружием, либо на них охотится племя дикарей с копьями. Такие сны, согласно символике Фрейда, как правило, говорят о сексуальном желании подростка. Если в жизни ребенка произошла какая-то драма (насилие, катастрофа, авария, смерть близкого человека, развод родителей и др.), он может многократно ее переживать заново в повторяющихся кошмарах. Кажется, такие сновидения противоречат „принципу удовольствия”, по которому работает наша психика, однако таким образом психика пытается справиться с проблемой. Для любой психической травмы характерны внезапность ситуации и угроза для жизни. „Благодаря” этой внезапности человек не успевает испугаться. Страх же имеет защитную функцию, находясь на службе инстинкта самосохранения. Не успев осознать ситуацию в полной мере, человек оказывается не готовым к тому, что может произойти, и тем самым не способен предотвратить наступление беды. Кошмарные сновидения, воссоздающие ситуацию травмы, заряжают психику страхом, которого не было в реальности. Это помогает организму справиться с ситуацией post factum. Иногда посттравматические сновидения прекращаются непосредственно перед воссозданием самого несчастного случая, как если бы ретроспективно в последний момент его можно было отсрочить или избежать. Такие „незаконченные” сны залечивают психические раны, нанесенные травматическими переживаниями. Имейте в виду, что эпизодические ночные кошмары — еще не повод для того, чтобы бить тревогу. Посттравматические кошмарные сновидения — также нормальное явление (они помогают справляться с травматической ситуацией). Однако если ребенок боязлив и днем, а ночью ему снятся пугающие персонажи (Баба-Яга и др.), обратите внимание на обстановку в семье. Не слишком ли вы строги с малышом? Не являетесь ли вы причиной и прообразом его страхов? Часто ребенок переносит свои негативные чувства к родителям на сказочных персонажей, потому что маму и папу не любить нельзя, малыш, в свою очередь, боится лишиться родительской любви.
Дневные страхи и ночные кошмары типичны для детей в возрасте от 3 до 5 лет. В это время мальчики и девочки, как правило, влюблены в родителей противоположного пола. Маленькие влюбленные весьма изобретательны в использовании любой возможности для того, чтобы разлучить объект любви со своим соперником (вторым родителем). В ход идет даже такой изощренный способ, как страх, благодаря которому малыш будит домашних, обеспечивает их присутствие рядом с собой и даже получает доступ к телу любимого родителя, если ребенка берут в родительскую постель, чтобы он успокоился.
Вообще, ребенок должен спать в собственной кровати, желательно в отдельной комнате. Иногда организовать это достаточно трудно, особенно если он маленький. Воспользуйтесь нашими рекомендациями. Разработайте спокойный ритуал отхода ко сну (почитайте крохе книжку, послушайте вместе с ним спокойную музыку или детскую сказку). Подарите малышу „защитника” — мягкая игрушка может стать для ребенка прекрасным успокаивающим средством, когда родителей нет рядом. Желая ребенку спокойной ночи, не прибавляйте: „Ты только не бойся” — малыш, наоборот, будет ожидать страхов, что только усилит его беспокойство ночью. Чтобы ночью ребенок спал без кошмаров, он должен знать, что его любят и всегда защитят. Работайте со страшными сновидениями ребенка! 1.Просите малыша рассказывать сны подробно, но помните, что во время повествования дети увлекаются и начинают додумывать свои сны. 2.Постарайтесь найти в этом сне что-нибудь смешное, несуразное, но не смейтесь над ребенком, а заставьте его рассмеяться над собственным сном. 3.Скажите малышу, что во сне он — маг и чародей и может делать все, что захочет. У него есть волшебная палочка, и он обязательно в следующий раз должен не убегать от чудовища, а вступить с ним в борьбу. А так как это его сон, то он в нем самый сильный, потому обязательно победит. 4.По аналогии с Гарри Поттером можно использовать волшебную палочку для того, чтобы превратить ужасное во что-то очень смешное. И нужно скорее ложиться спать, потому что это так интересно — ведь у ребенка есть возможность поучаствовать самому в сказочных событиях! А утром он обязательно должен вам рассказать, как ему удалось победить чудовище. Если же ситуация запущена, страхи ребенка достигли уровня фобии, а кошмарные сны появляются в течение длительного промежутка времени, например более полугода, то на это нужно обратить внимание и обратиться за помощью к психологу. Итак, сновидения ребенка — это часть его жизни. Являясь „королевской дорогой к бессознательному”, они могут предоставить взрослым массу материала о внутренней жизни маленького человечка — его фантазиях, страхах и желаниях. Будьте внимательны к своему ребенку! Просто учитесь его слушать — и вы узнаете много интересного, в том числе и о себе. Анастасия Гареева, психоаналитик | |
Категория: Детский психоанализ | Добавил: gareeva (28.08.2009) | |
Просмотров: 3680 | |