menu
person

КАК ПРОСИТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРПЛАТЫ
Просите – и воздастся

Одним из самых больших заблуждений некоторых людей является убеждение в том, что разговаривать с шефом о повышении зарплаты или продвижении по службе – это стыдно и унизительно. Начальству, якобы, виднее, и когда придёт время, оно (это начальство) вознаградит нас за труды праведные. Однако, во-первых, прошли те времена, когда зарплата определялась только тарифной сеткой на государственных предприятиях и могла быть повышена лишь в связи с повышением вас в должности, а во-вторых, восточная мудрость гласит: «Одни люди созданы со шпорами на ногах, а другие — с седлом на спине. Для того чтобы тем, кто со шпорами, удобнее в седле сидеть было». Молчаливым, безропотным и исполнительным обычно дают все больше и больше заданий, требуют все большей отдачи, но «забывают» о справедливом вознаграждении. Правильно, зачем это делать? Ведь такого работника все устраивает, раз он выполняет работу с энтузиазмом и не задает при этом никаких вопросов.

Итак, нужно перестать бояться, испытывать ложный стыд и научиться просить. Уметь просить – не значит попрошайничать. Чем отличается попрошайка от человека, обращающегося к другому человеку с просьбой? Первый «давит на жалость». Второй просит с достоинством, потому что знает себе цену.
Сколько вы стоите?

Прежде чем начинать разговор с шефом на животрепещущую тему повышения зарплаты или повышения в должности, нужно определиться со своей рыночной ценой. Ничего не поделаешь – все мы живем в условиях рынка, и рабочая сила – это такой же товар, как и все остальные. Пора осознать, что, устраиваясь на работу, мы не просто ищем способ поправить свое материальное положение, а еще и оказываем тем самым услугу работодателю, который может теперь использовать наши силы, знания, таланты и способности в своих интересах, в том числе и главным образом по прямому назначению – для получения прибыли.

Ваша ценность как работника определяется, как правило, тремя компонентами: значимостью, знаниями и способностями и средней рыночной стоимостью труда специалистов вашего профиля и уровня. Без четкого представления об этих трех слагаемых вы не сможете посмотреть на себя объективно, глазами работодателя и, соответственно, успешно провести переговоры с шефом. Дело в том, что к данному разговору нужно подойти со всей ответственностью - так, как вы подходите к подготовке важных переговоров с клиентами. Ведь успех переговоров во многом определяется уровнем вашей к ним готовности. вашей работы для той компании, где вы работаете; вашими реальными и потенциальными. 
 
Возьмите лист бумаги и составьте список ваших заслуг перед фирмой за все то время, что вы в ней работаете, акцентируя внимание на последних достижениях. Постарайтесь ничего не упустить, потому что «мелочей» здесь не бывает. Очень важно оперировать при этом конкретными цифрами - слова имеют свойство «пролетать мимо ушей», а цифры, особенно если они высокие, более тяжеловесны и есть вероятность того, что, осев в памяти начальника, заставят его, наконец, задуматься о том, что до сих пор он вас недооценивал.

Далее, отдельной строкой, а лучше столбиком, отметьте все ваши деловые и человеческие качества, используя которые, вы, собственно, и добиваетесь успеха в вашей работе. Это может быть как «обычный», необходимый для вашей профессиональной деятельности набор качеств, таких, например, как высокая работоспособность, ответственность, общительность, исполнительность, креативность и т.д., так и уникальные способности и таланты, которыми обладаете только вы или, по крайней мере, достаточно ограниченное количество людей. Хорошим вкладом в копилку ваших заслуг является получение дополнительного образования. Возможно, вы сейчас обучаетесь на каких-либо курсах или намерены получить второе высшее. Не молчите об этом, а напомните шефу при случае. А просьба о повышении зарплаты или продвижении по службе - случай как никогда более для этого подходящий.

Чтобы составить четкое представление о том, сколько стоит труд специалистов вашего рода деятельности, нужно провести некоторое исследование. Конечно, уровень заработной платы может отличаться в разных компаниях, но на самом деле эти отличия, как правило, связаны лишь с уровнем самого специалиста. Работа, к которой предъявляются стандартные требования, обычно и оплачивается стандартно. Вы можете собрать информацию, опросив знакомых работников других компаний, а также изучив рекламные объявления в газетах и Интернете. Зарплата, предлагаемая работодателями, обычно и отражает этот общий уровень, который определяется спросом на данных специалистов.
 
Почему так важно отобразить все это на бумаге? Так вы не только систематизируете достаточно разрозненные представления о себе, но и получаете «в довесок», помимо всего прочего, еще и повышение самооценки, потому что начинаете смотреть на себя как на носителя ценных качеств, которые всегда можно продать и, возможно, по гораздо более высокой цене, чем предлагают за них сегодня. И, кроме того, вы разрешаете для себя дилемму «просить или не просить».
Время и место
Подготовка к разговору с шефом не должна ограничиваться лишь систематизаций ваших заслуг. От правильного выбора места и времени разговора зависит чуть ли не половина успеха. Не «приставайте» к шефу со своими просьбами в первой половине дня, в самый разгар работы. Лучше делать это после обеда – во-первых, настроение у хорошо пообедавшего человека гораздо лучше, чем у голодного, а во-вторых, рабочая нагрузка в послеобеденные часы обычно не так велика. Если принимать во внимание более широкие временные рамки, то не следует заводить подобные разговоры тогда, когда дела у компании идут не очень хорошо. А вот период эйфории руководства от успешной деятельности фирмы весьма благоприятен для работников, желающих улучшить свое материальное положение. И еще одна немаловажная деталь – не просите прибавки к зарплате в день ее (зарплаты) выдачи.
 
Местом проведения переговоров с шефом может быть не только его кабинет. Неформальная обстановка корпоративных вечеринок может оказать вам ощутимую помощь. Шеф расслаблен, исчезают барьеры общения, и вы можете в шутливой форме «закинуть удочку», намекнув на то, что было бы неплохо, если бы ваши заслуги были оценены по достоинству. Конечно, все зависит от степени свободы отношений, принятых в конкретной организации. Если контора небольшая и между начальником и подчиненными нет значительного расстояния, то можно попробовать применить именно эту тактику. Только тот, кто претендует на повышение зарплаты, должен все-таки быть готов рационально обосновать свою позицию, потому что шеф хоть и может пообещать на вечеринке повысить зарплату, но, скорее всего, серьезный разговор состоится после этого в рабочей обстановке. Тогда-то и пригодятся готовые аргументы.

Что и как говорить?

Чаще всего мы не добиваемся желаемого не потому, что внешние обстоятельства «работают» против нас, а из-за того, что нам не удается правильно «выстроить коммуникацию». Очень многое зависит от нашего поведения. И если мы не станем идти напролом, а будем учитывать интересы других, то осуществление наших желаний не будет представляться такой уж неосуществимой мечтой. Тем более что начальники – тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо.
 
Вот, наконец, Вы подошли к выполнению самой ответственной и важной части вашей задачи - непосредственно к беседе с шефом. «Расслабьтесь и получите удовольствие» - вот что можно посоветовать в данной ситуации. Если вы будете подходить к разговору слишком серьезно, то ваше напряжение вам только помешает. Не забывайте, что повышение зарплаты или продвижение по службе – это не вопрос жизни и смерти, а всего лишь приобретение вами очередного жизненного опыта, ну и, конечно, способ улучшения вашего материального и социального положения и, возможно, самооценки. Не забывайте о том, что всегда существует масса альтернативных возможностей добиться желаемого. Нужно только научиться их видеть и использовать.
 
Ведите себя спокойно и раскованно. Шеф должен чувствовать доброжелательность, которая от вас исходит. Смотрите на него ожидающе, но не просящее или заискивающе. Излагайте свою просьбу уверенно. Это переговоры, а не мольба о снисхождении. Помните об этом.
 
Сосредоточьтесь на вашей цели. В процессе беседы с боссом вам нужно донести до него всю ту информацию о себе, систематизацией которой вы так тщательно занимались на этапе подготовки. Вместо того, чтобы говорить, что вас не удовлетворяет теперешняя зарплата или должность, как поступает большинство людей, нужно использовать другой подход. По мнению экспертов, для успешного исхода переговоров о зарплате можно продемонстрировать начальнику собственные достижения или динамику рынка, в результате которой аналогичные специалисты в конкурирующих компаниях стали получать больше. Устройте нечто вроде коммерческой самопрезентации – задача состоит в том, чтобы ваш «товар» вызвал у шефа интерес и положительные эмоции. Затем поинтересуйтесь у него, каким именно требованиям должна отвечать ваша работа, чтобы вы могли рассчитывать на прибавку к зарплате или на повышение по службе. Это немаловажная деталь. Устраивая «торги» с шефом, нельзя забывать о том, что противоположная сторона также должна получить от всего этого определенную выгоду. А иначе зачем ему повышать вам зарплату? Я не говорю здесь о шантаже, когда вы просто «пугаете» начальника вашим уходом из компании.
 
Тактика ошибок

 

  1. Тот, кто мотивирует свое желание получать больше денег словами «Я работаю, как вол, и уже два года не был в отпуске» или «А моим коллегам уже повысили зарплату», не достигнет ничего, кроме раздражения начальства.
  2. Не стоит копить свое недовольство в течение нескольких лет, а потом ворваться в кабинет к шефу и выпалить разом все, что накопилось за это время - ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Повышения зарплаты лучше просить регулярно, раз в 1-2 года.
  3. Ни в коем случае не надо шантажировать руководителя тем, что в случае отказа повысить зарплату вы уйдете в конкурирующую фирму. Это можно делать только в том случае, если пути к отступлению подготовлены, потому что не исключена возможность, что после такого разговора вы действительно можете покинуть фирму, в том числе и не по собственному желанию.
 

Итак, вы описали шефу все свои заслуги и положительные качества, обрели полную ясность в отношении ваших настоящих и будущих должностных обязанностей, теперь назовите конкретную сумму прибавки к вашей зарплате, на которую вы рассчитываете. Чтобы глаза босса не «полезли на лоб», исходите из ваших реальных возможностей. Отследите его реакцию. Если принципиальных возражений не последовало, назовите дату, с которой вы хотели бы эту прибавку получать. То есть, как вы поняли, здесь, как и на этапе подготовки, нужна конкретика. Так вы не только получаете возможность «торговаться», но и можете парировать отговорки шефа и пресечь его стремление «спустить все на тормозах».

Что делать, если вам отказали?
В ряде случаев прибавка может оказаться лишь частичной. При таком исходе вам следует поинтересоваться, что именно вам следует учесть на будущее, чтобы рассчитывать на полную прибавку, которую вы ожидали. Спросите, каким образом вы можете повысить свою ценность для компании.
 
Если ваша просьба отвергнута полностью - это тоже не повод для депрессии. Возможно, вы действительно имеете то, что заслуживаете. Тогда ваша цель – дальнейшее развитие. Но это не значит, что вы должны отказаться от своих притязаний. Обговорите с шефом ваши новые дополнительные обязанности, которые будут реально вознаграждены. Не забывайте о конкретных сроках. Повышение зарплаты или продвижение по службе нужны вам не в туманном будущем, а с определенной даты.
 
В случае отказа вы получаете ценную возможность посмотреть на себя со стороны и, возможно, переоценить ваше поведение и ваши отношения с шефом. Что это значит? Не исключено, что, несмотря на все ваше трудолюбие и ответственное отношение к своим обязанностям, вы не учитывали такого важного момента, как необходимость постоянно быть в поле зрения начальника. Обидно, конечно, но это общепризнанный факт - успеха быстрее достигают не самые умные, а самые пробивные. Впрочем, будем справедливы, может, это и есть их способность правильно использовать свой ум. Так, в книге американского психолога Юлиуса Хендриса «Деловые игры» описан пример, когда к нему за консультацией обратился один служащий. Этот человек был превосходно образован и имел солидный профессиональный стаж. Тем не менее, начальник упорно его не замечал, когда дело касалось продвижения по службе или повышения зарплаты, зато однажды назначил руководителем его отдела совсем молодого сотрудника, который почти не имел профессионального опыта. В качестве выхода из этой психотравмирующей ситуации Хендрис рекомендовал своему клиенту занять более активную позицию в отношениях с шефом: не стесняться ходить к нему в кабинет для обсуждения профессиональных вопросов, попутно пытаться нащупать житейские темы, на которые им было бы интересно поговорить; смело рекламировать свои успехи; предлагать интересные идеи. Уже через неделю после последней консультации этот служащий сообщил психотерапевту, что решился вызвать руководителя на откровенный разговор, который прошел в очень дружелюбном тоне. Конечно, сразу после этого шеф зарплату ему не повысил, но зато спустя несколько дней неожиданно доверил разработать очень важный и перспективный проект.
 
Бывают ситуации, когда вас действительно недооценивают, либо дальнейшая работа в данной компании в принципе бесперспективна по причине отсутствия у нее, этой компании, внутреннего потенциала к развитию. Тогда вам стоит задуматься о поисках нового работодателя и более выгодных и приемлемых для вас условий труда. Один совет - «пугайте» этим шефа только в том случае, если у вас нет сомнений в вашей ценности для другой компании, потому что если и в этом случае босс не пойдет на компромисс, вам, вероятнее всего, не останется ничего лучшего, как исполнить ваши угрозы покинуть «насиженное местечко».
Правильное поведение или Кому повышают зарплату?
Ваша успешность на работе, которая, в конечном итоге, может принести вам те или иные дивиденды, в том числе и вожделенное повышение зарплаты или должности, зависит от многих факторов. Помните, что ценными сотрудниками всегда и повсеместно являются те, кто:
 
  • не прячутся за спинами других, а всегда активно предлагают свою помощь компании, не боясь брать на себя ответственность и жертвовать своим личным временем;
  • ответственно относятся к своей деловой репутации и репутации компании, в которой работают;
  • умеют ставить перед собой цели и достигать их;
  • всегда ориентированы на результат, а не рутинное выполнение своих обязанностей;
  • не устают постоянно учиться и самосовершенствоваться;
  • знают, что имидж делового человека очень важен для успеха и всегда стараются соответствовать ожиданиям коллег и деловых партнеров;
  • воспринимают экономическую деятельность компании как глубоко личное дело, не жалея сил на повышение ее эффективности и считая деньги компании деньгами, за которые они несут личную ответственность.

Анастасия Гареева, психоаналитик

Категория: Работа | Добавил: gareeva (24.07.2009)
Просмотров: 3639 | Теги: работа