menu
person

"У МЕНЯ РАСТУТ ГОДА, БУДЕТ И СЕМНАДЦАТЬ...", ИЛИ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА

Важным и ответственным вопросом, имеющим отношение к уважению и признанию, либо, соответственно, к неуважению и непризнанию родителями субъективности ребёнка, является вопрос его профессионального определения в жизни.

Я бы не стала выделять эту проблему (а это, на самом деле, может быть проблемой, то есть оказывать негативное влияние на ребёнка) из совокупности факторов, характеризующих психологическую обстановку в семье. На самом деле, желание родителей (или одного из них) навязать ребёнку свою волю в том, что касается выбора его профессиональной стези, никогда не является "моносимптомом", а сопровождается другими вещами, делающими детско-родительские отношения в семье отклоняющимися от благоприятных.

Постмодерн играет с родителями, всерьёз размышляющими о судьбах своих детей, "не по правилам". Что может быть более непостоянным в постоянно и стремительно меняющемся мире, чем профессия? Мы не знаем, что нового произойдёт за то время, пока мы закрываем глаза вечером и открываем их утром. Так чего мы можем ожидать от 5-ти лет, проходящих между поступлением ребёнка в университет и его окончанием?

Еще в 2010 г. Даррен Аронофски снял фильм "Чёрный лебедь". Казалось бы, с тех пор так много изменилось... Однако, есть истины, времени неподвластные. А потому, я считаю, этот фильм, как никакой другой, лучше всего подходит для иллюстрации того, о чем мне хотелось бы родителей предупредить. Сюжет фильма кратко можно описать так: балерина медленно сходит с ума во время постановки "Лебединого озера". Весьма драматичная история. И снятая с большой достоверностью. Именно так, к сожалению, случается и в жизни. Именно это мы, психоаналитики, наблюдаем в клинике, когда к нам обращаются пациенты, полностью дезориентированные, лишенные опоры, не понимающие себя и других, страдающие. В этом фильме мы видим мать главной героини. И это проливает свет на то, что происходит с Ниной (так зовут балерину).

С первых же кадров мы ужасаемся тому, что Нина проживает не свою жизнь. Мать Нины — несостоявшаяся звезда балета, чья карьера закончилась с рождением дочери. Нет, мать вовсе не ставит это героине в упрёк, вместо этого она «продолжает» свою карьеру через собственную дочь. Ничего исключительного здесь ещё нет: многие родители, и вы наверняка знаете не один тому пример, пытаются реализовать собственные юношеские мечты через судьбы своих детей. Мать Нины в этом, однако, весьма преуспела: ее дочь полностью ей подчинена.

Конечно, это крайний случай. К счастью, не все родители, считающие, что они лучше собственного ребёнка знают что ему нужно в жизни, так тотально его контролируют. Это оставляет возможность надеяться на то, что этот ребёнок не станет пациентом клиники для душевнобольных. Именно так. Потому что только признание родителями субъективности ребёнка является залогом психического здоровья.

Впрочем, признание субъективности не равноценно потаканию ребёнку во всех его желаниях. Признание субъективности - это уважение к ребёнку и соблюдение границ в общении. На этом и должно базироваться воспитание и, если хотите, доброжелательное наставничество, руководство, советы. Предоставить ребёнку возможность узнать, увидеть, попробовать... И согласиться с его выбором.


Анастасия Гареева, психоаналитик

Категория: Детский психоанализ | Добавил: gareeva (08.10.2019)
Просмотров: 1361