Работа Лакана в психоанализе начинается с теоретизирования образа. Эта фотография датируется 1944-м годом. На ней молодой Лакан вместе с некоторыми из величайших умов парижской интеллигенции (Пабло Пикассо, Жаном-Полем Сартром, Симоной де Бовуар и Альбертом Камю). Единс
Мало из того, что могло бы показать, как Лакан практиковал в начале своей психоаналитической карьеры, было задокументировано. Но позже, когда Лакан стал известен, его бывшие анализанты смогли рассказать свои истории. И мы видим, что разрушение воображаемого регистра было красной нитью, которая проходила через всю практику Лакана вплоть до его смерти в 1981 году. Для тех из нас, кто не Лакан, есть много возможностей учиться этому для нашей повседневной жизни и того, как мы общаемся с другими людьми. С практической точки зрения, разрушение воображаемого регистра - это, пожалуй, самый простой лакановский трюк. Это связано с разрушением того, как кто-то видит себя или видит вас. Это соотносит нас с регистром, который Лакан называет воображаемым, царством образов и идентификаций. Но воображаемое не так просто, как то, что вы видите. Красота теории Лакана о воображаемом заключается в том, что у нее нет четких границ - дело не только в вас, и речь идет не только об изображении. Давайте возьмем пример из его практики (здесь и далее воспоминания пациентов Лакана приведены из книги Jean Allouch “Les Impromtus de Lacan”): Придя на сеанс, анализантка предлагает Лакану ценную маленькую статуэтку. Лакан берет подарок, требует оплаты за сеанс и выпровождает анализантку. Наша немедленная реакция будет состоять в том, чтобы подумать, что Лакан обманул свою пациентку: закончил сессию и потребовал оплату до ее начала. Якобы пациентка Лакана не сделала ничего плохого - она просто хотела подарить ему подарок. Но не был ли ответ Лакана точно таким, какой и должна выглядеть психоаналитическая интерпретация? Отвечая таким образом, Лакан сорвал воображаемый регистр, продемонстрировав своей пациентке, что статуэтка сказала о том, как она думала о нем. Естественно, мы не знаем полной информации об этом анализе или о том, в каком месте анализа это происходило, но даже в изоляции этот маленький анекдот содержит прекрасную мысль: режим, в котором представлен образ, - это способ сказать что-то, не сказав этого. Это то, что в нашей повседневной жизни мы можем наблюдать в наших отношениях с другими. Давайте возьмем еще один пример того, как Лакан разрушал воображаемый регистр: Что говорит Джудит Миллер, дочь Лакана, о женщине, которая приходила к Лакану? То, что его кабинет «не соответствовал ее образу великого психоаналитика». Это показывает нам, что разрушение воображаемого может происходить не только на уровне собственного образа или образа другого человека. В вышеприведенном отрывке видно, что Лакан просто перестроил комнату, убрав обычные воображаемые координаты, которые помогают людям ориентироваться в незнакомом пространстве. Хотя все, что он сделал, заключалось в том, чтобы поставить телефон на пол, а не на стол, его эффект заключался в том, чтобы заставить посетителя задать вопрос о том, что тот получит, если он войдет в анализ с Лаканом. Это была его цель. Если вы работаете в офисе с открытой планировкой, этот трюк, вероятно, уже знаком вам. Менеджеры любят поощрять более гибкую и разнообразную рабочую среду, например, так, чтобы никто не имел фиксированного места в офисе - всякий раз, когда вы входите, вы можете выбрать, где сидеть. Но эффект этой очевидной свободы выбора на самом деле является очень дезориентирующим. У вас больше нет места в вашем офисе.
Если все это немного абстрактно, давайте рассмотрим более легкий для понимания вопрос о собственном образе из двух других записей лакановских анализантов: Одежда, хотя она сама обдуманно выбрала ее в то утро, не устраивала ее. В момент выхода из дома (она собирается на контроль к Лакану) она смотрит в зеркало, колеблется... Но нет, она не переоденется! Второй пример: При посещении, либо для сеанса, либо для контроля с Лаканом, каждый посетитель должен был сидеть в маленьком низком кресле, настолько низко, что колени поднимались выше ягодиц. Во-первых, давайте прислушаемся к предупреждению Лакана: «Вырвите лист из моей книги - не подражайте мне» (Лакан, «Третье», в « Lettres de l'École Freudienne» , 16, с.183). Разрушение воображаемого регистра, конечно, не означает подражать Лакану, думая о том, как кто-то одет и возвращая ему проблему, которая связана с его имиджем. Конечно, люди не уверены в том, как они выглядят и что они носят. Но вместо того, чтобы использовать этот факт, возможно, лучший способ сорвать воображаемый регистр - это сделать им комплимент. Многим людям трудно принять комплимент и, тем более, их ответ будет руководством к тому, что вам делать дальше в вашем лакановском акте. С его Quelle belle jupe («Какое красивое платье»), Лакан сделал именно это.
Разрушение воображаемого регистра основано не только на фокусировке на форме. Как это ясно в различении Лаканом идеального эго и идеала эго, разрушение образа происходит не только путем указания какой-то грани самооценки человека (например, основанной на идентификации), но и на том месте, откуда идентификация принимает значение, том, что санкционирует или инвестирует этот образ. Это может быть связано с тем, как кто-то видит себя, или, как он считает, его видит другой. Это точка, в которой воображаемое и символическое пересекаются – воображаемое это никогда только образ. Следующие два анекдота из практики Лакана иллюстрируют это: Придя, чтобы вылечить комплекс неполноценности, пациентка протестует, возмущается тем, что ей приходится лежать на диване, это положение, говорит она, свидетельствует о неполноценности. Здесь, несмотря на нашу неуверенность в отношении направления остальной части лечения, мы можем предположить, что Лакан хотел, чтобы аналитик указал своей пациентке, что то, на что она жалуется, было именно тем, что представляло интерес. Она приходит к Лакану в момент кризиса, все в ее жизни разваливается, тут заходит Лакан и видит ее в своей приемной. Под его вопросительным взглядом, в слезах, она отвечает: Этот маленький бриллиант лакановского акта содержит термин «это пройдет», и это можно прочитать как «чувство пройдет» или «время пройдет», то есть «вы станете старше, как и я». Было бы слишком легко отреагировать на высказывание этой женщины сентиментальными банальностями, лакановский же ответ напоминает нам о том, почему он так охотно настаивал, чтобы его ученики не пытались понять, что говорят их пациенты. Owen Hewitson (Перевод А. Гареева, психоаналитик) Источник: http://www.lacanonline.com | |
Категория: О психоанализе | Добавил: gareeva (13.10.2019) | |
Просмотров: 1038 | |