menu
person

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ЧАСТО БОЛЕЕТ?

Считается, что этиологическое значение для заболевания могут иметь следующие факторы:

  1. наследственная предрасположенность;

  2. родовые травмы;

  3. органические заболевания раннего возраста, вызывающие повышенную чувствительность определенных органов;

  4. особенности воспитания в раннем возрасте (особенности отнятия от груди, приучения к туалету, укладывания спать и т. д.);

  5. переживание телесно травмирующего опыта в детстве и младенчестве;

  6. переживание эмоционально травмирующего опыта в детстве и младенчестве;

  7. эмоциональный климат в семье и характерные личностные особенности родителей и сиблингов (родных братьев и сестер);

  8. недавние телесные повреждения;

  9. недавние эмоциональные переживания, связанные с интимными, личными и профессиональными отношениями.

Таким образом, только первые 3 из 9-ти факторов не зависят от родителей, а точнее, от их сознательных или бессознательных представлений и действий. Оставив за пределами темы нашего разговора заболевания, вызванные этими тремя факторами, попробуем понять, как наше поведение может влиять на здоровье наших детей…

Между матерью и ребенком, еще находящимся у нее в утробе, уже происходит взаимодействие. Ребенок во внутриутробном состоянии реагирует на психическое состояние матери напряжением или хорошим самочувствием. Новорожденные, матери которых во время беременности ощущали враждебность к ребенку, демонстрируют в будущей взрослой жизни повышенную готовность реагировать в стрессовых ситуациях посредством тела.

Среди специалистов в области психического здоровья имеет хождение такое понятие как «психосоматогенная мать». Что оно означает? Женщина, которая своей главной ролью и предназначением в жизни считает рождение и воспитание детей, не уделяя внимания другим аспектам своей жизни (самореализации в отношениях с мужчинами, в карьере, творчестве или общественной деятельности), которая «ставит на себе крест», полностью погружаясь в материнство, имеет, как правило, внутренние нереалистично завышенные образы идеальной матери и идеального ребенка. Беспомощный и телесно несовершенный новорожденный воспринимается ею как оскорбление, удар по ее идеалам. Для того, чтобы справиться с разочарованием, мать начинает бессознательно навязывать ребенку собственное представление совершенства, она начинает требовать от него быть совершенным. Все его детские, нормальные для его возраста проявления незрелости и эмоциональные потребности игнорируются. Мать не уделяет ребенку достаточно внимания и заботы, потому что просто не в состоянии адекватно распознать, о каких именно неудовлетворенных «нематериальных» потребностях сигнализирует ей младенец. Она реагирует только на его телесные запросы (еда, тепло и т.п.) или явную болезнь. Не понимая потребности ребенка в простом внимании, не связанном с уходом за ним, она интерпретирует его «недовольство жизнью» как каприз, поскольку все его материальные запросы ею удовлетворены. Любое проявление эмоций, агрессии, самостоятельности ребенка такая мать воспринимает как оскорбление чувств. Это жестоко контролирующая и одновременно постоянно покидающая ребенка мать – она уходит тогда, когда физиологический комфорт ребенка ею обеспечен (такой подход к ребенку еще называют «ветеринарным»: ребенок накормлен, помыт и здоров, а, значит, материнская задача выполнена. Зачастую такая мать выглядит как чрезмерно заботливая (её даже хвалят родственники и окружающие, и ставят в пример другим – еще бы! ее самоотверженность не знает границ, она только и делает, что готовит, стирает и убирает). К сожалению, за этим скрывается отсутствие или недостаток настоящей любви – мать чувствует это и старается доказать другим и самой себе, что она та самая - идеальная - мать.

Последствия такого подхода печальны: у ребенка не остается другого пути «достучаться» до своей матери, нежели заболеть (он обращается к ней языком телесных симптомов). Тогда мать становится на самом деле заботливой и внимательной (что позволяет ей подтвердить свое бессознательное идеальное представление о себе как о совершенной матери), а ребенок получает так нужную ему порцию любви. Почему такой ребенок часто болеет? Потому что ему не хватает любви. Мелита Спеллинг называет такие отношения матери и ребенка «взаимным магическим страхованием жизни».

Кстати, такую же причину может иметь и отсутствие аппетита у ребенка – на фоне, казалось бы, физического благополучия ребенок отказывается есть. И вот мама с утра до вечера пытается накормить бедного «заморыша» - а тому это и надо. Мама рядом и она его кормит (а ощущение сытости у детей, впрочем, как и у взрослых, ассоциируется с любовью: «кормит тот, кто любит»).

Но семья – это не только мать и ребенок (конечно, в особо патологических случаях мать полностью исключает отца из детско-родительских отношений, оставаясь с ребенком в симбиозе дольше обычного (как правило, эта стадия должна разрешаться к 6-ти месяцам жизни ребенка), оставляя за отцом лишь функцию добытчика. Это чревато не только «психосоматикой» ребенка, но и более грубыми психическими нарушениями. Но даже если отец не «отодвинут в сторону» женщиной, которая «больше мать, чем женщина», отношения между членами семьи и стиль воспитания ребенка могут быть патологичными настолько, что это также приведет к закономерному результату: ребенок будет болеть.

В литературе еще с 70-х годов утвердилось такое название как «психосоматогенная семья». Патогенным может быть семейный эмоциональный фон, не поощряющий, не предполагающий свободного выражения чувств (как правило, это передается из поколения в поколение). Чувства, не находящие естественного выхода, подавляются и направляются на себя. Так, невыраженная агрессия начинает разрушать собственное тело (ее энергия активизирует патогенные вегетативные проявления). Также супруги могут быть неспособны к вербальному разрешению конфликта, а попросту говоря, не умеют договариваться. Тогда в семейный конфликт включается ребенок. Именно он становится объектом манипуляции со стороны взрослых, и состояние здоровье ребенка (точнее, состояние его нездоровья) становится причиной здоровья семьи, которая «цементируется» вокруг его болезни. Существует такой прием у ряда врачей, работающих с бронхиальной астмой, – доктор советует стационировать ребенка. Сам факт изъятия из семьи приводит к снятию симптомов. Ребенок также может перенимать стереотипные паттерны поведения родителей (или одного из родителей), выражающиеся в соматизации как избегании ответственности и извлечении условной выгоды: ведь заболев, можно избавиться от необходимости что-то делать, да еще и получать за это (факт своей болезни) дивиденды. Также причиной болезненности ребенка может быть его идентификация со значимым для него взрослым, страдающим хроническим соматическим заболеванием, при котором наблюдаются какие-то телесные проявления – приступы удушья, кашля, болевые синдромы, связанные с поведенческими стереотипами. Порою эти стереотипы быстро и легко усваиваются ребенком и тоже приобретают хронических характер по принципу идентификации с этим значимым взрослым.

Таким образом, как мы видим, есть множество факторов, каждый из которых может «сделать» вашего ребенка болезненным. И если ваш ребенок часто и длительно болеет, попробуйте остановиться ненадолго, перестать таскать его по врачам и пичкать его таблетками, и прислушайтесь к его НАСТОЯЩИМ желаниям. Возможно, ему просто не хватает вашей любви.


Анастасия Гареева, психоаналитик
Категория: Детский психоанализ | Добавил: gareeva (18.09.2009)
Просмотров: 5808 | Теги: Дети