Буйство энергии дошкольника, которую родители с той или иной степенью успешности пытались направлять в разумное русло, прерывается наступлением так называемого латентного периода (с 6 до 12 лет). В этом возрасте поведение детей выравнивается, легко поддается влиянию и обучению, наступает «рай» для родителей и педагогов. Жизненная энергия школьника направляется на развитие социальных чувств (дружбы, принадлежности к группе и др.), творчество, занятия спортом и т.д.
Итак, ребёнок идет в первый класс. Будучи большими индивидуалистами до школы, первоклассники смиряются с тем, что теперь они – члены группы. Понимая, что их мечты о любви учителя исключительно к ним неосуществимы, они довольствуются тем, что учитель любит всех одинаково. А для того, чтобы заслужить эту любовь, нужно выполнять школьные требования.
Всё бы хорошо, да только новая обстановка, с которой сталкивается ребёнок, идущий в первый класс, может спровоцировать дезадаптацию, стать причиной стресса. Как понять, что ребёнку некомфортно? Конечно, он может сам сказать об этом. И даже заявить, что в школу больше не пойдет. Но также это может проявиться в бессознательных сигналах – нарушениях здоровья, плохих сновидениях... Если вы чувствуете, что «что-то здесь не так», значит, пора принимать меры. Вообще, могу вас успокоить: адаптация – это нормальное явление. Если такие симптомы, как нарушения аппетита, сна, настроения продолжаются в течение 2-3 недель (психологи и медики называют это «физиологической бурей»), то беспокоиться не стоит. И вообще, полное привыкание ко всему новому в школе наступает только через 2-6 месяцев – у кого-то раньше, у кого-то позже. Задача родителей - попытаться «облегчить ребёнку жизнь». Как это сделать?
1. Даже если ваш ребёнок не слишком успешен и не всё у него получается, не лишайте его безусловной любви – той любви, которая не зависит от его достижений. 2. Слушайте своего ребёнка. Уважайте его желания. Не требуйте от него невозможного или трудновыполнимого. 3. Придерживайтесь принципа «оптимальной фрустрации» - не занимайтесь попустительством, но и не будьте слишком жёсткими в своих требованиях. 4. Если вам не нравится поведение или недостаточная сообразительность вашего ребёнка, критикуйте только определенные его действия, но никогда не выносите приговор его личности. Помните: «как корабль назовешь, так он и поплывет». Впрочем, в период адаптации этой критики вообще лучше избежать. 5. Не запрещайте ребёнку выражать свои чувства, какими бы они ни были. Не ругайте его за это, а попытайтесь разобраться, чем они вызваны. 6. Необходимо снизить психологическую нагрузку. Продлёнка – не самое лучшее решение для первоклассника. Пусть лучше во второй половине дня он побудет дома. И не отправляйте первоклассника ни в какие секции и кружки. Школьных занятий в первом классе для него достаточно. 7. 2-х часовой дневной сон, прогулки на свежем воздухе, продолжительный (до 11 часов!) ночной сон, полноценное питание – альфа и омега здорового образа жизни первоклассника. 8. Делаете уроки вместе с ребёнком – прерывайтесь каждые 10-15 минут, дайте ему возможность попрыгать, подвигаться, потанцевать... Общая длительность занятий не должна быть больше одного часа. 9. Компьютер и телевизор не должны напрягать глаза ребёнка более 1 часа в день. И наконец, как понять, что адаптация прошла успешно? Если ребёнок в хорошем настроении, хорошо кушает, спокойно спит и учится с удовольствием – значит, сложный период уже позади. Ваш ребёнок идет в первый класс? Ничего страшного! Просто выдохните и настройтесь на то, чтобы помочь ему в этот непростой период его жизни.
Анастасия Гареева, психоаналитик | |
Категория: Детский психоанализ | Добавил: gareeva (10.09.2010) | |
Просмотров: 4000 |