ВЕЧНЫЙ СТУДЕНТ
Пик интереса к «естественнонаучным проблемам» приходится на возраст 3-6 лет, когда ребёнок озабочен поиском ответа на вопрос «откуда дети берутся?». Именно это стремление трансформируется в желание «хочу всё знать», которое присутствует у каждого «нормального школьника» - ребёнка, находящегося, согласно психоаналитической концепции, в так называемом латентном периоде, когда как бы засыпает его инфантильная сексуальность, а на её месте («свято место пусто не бывает») появляются желания находиться в коллективе и овладевать знаниями. Но вот мы заканчиваем школу, благополучно «защищаемся» в вузе и... пошло-поехало. Языковые уроки, различные тренинги, повышения квалификации, курсы кройки и шитья... Нужно ли это всё? Стоит ли быть вечным студентом? Все ли знания и навыки, за которые были заплачены немалые деньги, мы используем в своей жизни?
Конечно, вряд ли можно сказать, что что-то из полученного оказалось не нужным. Не может быть бесполезным то, чему мы научились добровольно. Даже если и не будет это применено «здесь и сейчас», оно отложится на «задворках» памяти и «всплывёт» в нужный момент. Впрочем, если подходить к процессу обучения не только с точки зрения получения знаний, то станет понятно, что обучение может удовлетворять совершенно различные потребности: потребность в признании (которого мы добьёмся, получив вожделённые «корочки»), стремление избежать скуку и повысить свой общественный статус (характерно для домохозяек), желание овладеть тревогой (жизнь в реальном мире полна опасностей, а знания структурируют разрозненную информацию, помогая справиться с тревогой)... То есть, мы возвращаемся к тем самым базовым потребностям, от которых ушли.
Так что же делать, если «зов природы» (пусть даже облачённый в одежды карьерной или производственной необходимости) призывает нас «учиться, учиться и учиться»? Прежде чем в очередной раз с головой бросаться в «море знаний», нужно попытаться понять, какое желание будет удовлетворено при этом. И будет ли? А может быть, осуществление этого желания лежит совсем в иной, неучебной «плоскости»? Но если вы и после этого останетесь пребывать в уверенности, что без новых знаний вам не обойтись, то смело открывайте кошелёк и делайте инвестиции в своё будущее. В таком случае быть "вечным студентом" совсем неплохо.
Анастасия Гареева, психоаналитик | |
Категория: Работа | Добавил: gareeva (16.09.2010) | |
Просмотров: 4065 |